Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арсеньев ник. сер

Гуманитарный словарь

АРСЕ́НЬЕВ Ник. Сер. (1888-1977) - историк религии и рус. культуры, правосл. богослов. Окончил Моск. ун-т (1910), с 1914 - приват-доцент там же. С 1918 проф. Саратовского ун-та. С 1920 в эмиграции. Проф. в Кенигсберге (с 1921), в 1926-38 - богословского православного ф-та Варшавского унта. С 1948 проф. Нового Завета и апологетики в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. Читал лекции во мн. ун-тах Европы и Америки. Видный деятель экуменич. движения, своими трудами внес значит. вклад в ознакомление Запада с духовной культурой православия.

Соч.: Православие, католичество, протестантизм. Париж, 1930; Эллинский мир и христианство. Варшава, 1933; Из жизни Духа. Варшава, 1933; Из рус. культурной и творч. традиции, Франкфурт, 1958; Преображение мира и жизни. Нью-Йорк, 1959; О жизни преизбыточествующей. Брюссель, 1966; О Достоевском. Брюссель, 1972; Единый поток жизни. Брюссель, 1973; О "превозмогающем богатстве" Божием и о Св. Писании. Нью-Йорк, 1974; Дары и встречи жизненного пути. Франкфурт-на-Майне, 1974; Из рус. культурной и творч. традиции. Лондон, 1992.

Полезные сервисы

арсеньев николай сергеевич

Энциклопедический словарь

Арсе́ньев Николай Сергеевич (1888-1977), православный богослов, философ, литературовед. Преподавал в Московском университете (с 1916), с 1920 в эмиграции, до 1944 профессор в Кёнигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, раскрывая духовную традицию Восточной церкви. Труды по христианской мистике и эстетике, истории русской культуры и литературы.

* * *

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич - АРСЕ́НЬЕВ Николай Сергеевич [16 (28) мая 1888, Стокгольм - 18 декабря 1977, Нью-Йорк], российский религиозный философ, литератор.

Родился в семье дипломата. Окончил в 1910 историко-филологический факультет Московского университета, стажировался в университетах Германии. Серьезное влияние на Арсеньева оказало творчество Вл. Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), С. Трубецкого (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич), С. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич). Его религиозно-метафизическая ориентация нашла отражение в ряде работ: «В исканиях абсолютного Бога» (1910), «Плач по умирающем Боге» (1912) и др. С 1914 - приват-доцент Московского университета, участвовал в Первой мировой войне (1914-1916). Примыкал к октябристам (см. СОЮЗ 17 ОКТЯБРЯ), с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, поддерживал Временное правительство (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО) (О нашем временном правительстве, о свободе и порядке в защите родины. М., 1917). В 1918-1920 - профессор Саратовского университета. Эмигрировал в марте 1920. С 1920 по 1944 преподавал в Кенигсбергском и Варшавском (1926-1938) университетах. В 1945 Арсеньев переезжает в Париж, а с 1948 - профессор Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

Арсеньев был сторонником экуменизма (см. ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ), участвовал в католических конгрессах, в 1964 был представлен папе Павлу VI. Активно сотрудничал в бердяевском религиозно-философском журнале «Путь» («Об избыточествующей жизни. Мистика и Церковь». №3; «Пессимизм и мистика в древней Греции», №6; «Современные течения в католичестве и протестанстве в Германии», №1; «Религиозное движение молодежи в Германии», №23; «Движение к единению христианских церквей и проблемы современного мира», №31 и др.).

Восприняв, развитую в русской религиозной метафизике (славянофилы (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), С. Трубецкой (см. ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич)), идею «соборности (см. СОБОРНОСТЬ)» как важнейшую характеристику православного духовного опыта, Арсеньев всегда видел в ней суть культурно-исторического дела Церкви. Отстаивая значение мистической традиции в христианстве, он выступал против различных форм мироотречного пессимизма, доказывая, что именно путь христианской мистики ведет к их решительному преодолению. Вслед за С. Трубецким Арсеньев был склонен видеть глубокую связь христианства с предшествующей античной метафизикой. Значительное место в его творчестве занимают проблемы религиозной эстетики, которые рассматриваются в русле характерного для русской религиозно-метафизической мысли утверждения единства Красоты, Истины и Добра. Эти же принципы определяют и общее понимание Арсеньевым истории культуры (О красоте в мире. Мадрид, 1974; Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959; О духовной традиции и о разрывах в истории культуры // Грани. Мюнхен, 1953. № 20 и др. работы).

Большой энциклопедический словарь

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977) - православный богослов и философ. С 1920 в эмиграции, до 1944 преподавал богословие и русскую литературу в Кенигсберге, с 1948 в США. С 1927 участвовал в экуменическом движении, подчеркивая (вслед за А. С. Хомяковым) идею соборного спасения и раскрывая духовную традицию Восточной церкви.

Энциклопедия Кольера

АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977), русский религиозный философ, литератор. Родился в Стокгольме 16 мая 1888 в семье дипломата. Окончил в 1910 историко-филологический факультет Московского университета, стажировался в университетах Германии. Серьезное влияние на Арсеньева оказало творчество Вл.С.Соловьева, С.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова. Его религиозно-метафизическая ориентация нашла отражение в ряде работ: В исканиях абсолютного Бога (1910), Плач по умирающему Богу (1912) и др. С 1914 - приват-доцент Московского университета, участвовал в Первой мировой войне. Примыкал к октябристам, с энтузиазмом встретил Февральскую революцию, поддерживал Временное правительство. В 1918-1920 - профессор Саратовского университета. Эмигрировал в марте 1920. С 1920 по 1944 преподавал в Кенигсбергском и Варшавском (1926-1938) университетах. В 1945 Арсеньев переезжает в Париж, а с 1948 - профессор Св.Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Арсеньев был сторонником экуменизма, участвовал в католических конгрессах, в 1964 был представлен папе Павлу VI. Активно сотрудничал в бердяевском религиозно-философском журнале "Путь". Умер Арсеньев в Нью-Йорке 18 декабря 1977. Восприняв развитую в русской религиозной метафизике (славянофилы, С.Н.Трубецкой) идею "соборности" как важнейшую характеристику православного духовного опыта, Арсеньев всегда видел в ней суть культурно-исторического дела Церкви. Отстаивая значение мистической традиции в христианстве, он выступал против различных форм мироотречного пессимизма, доказывая, что именно путь христианской мистики ведет к их решительному преодолению. Вслед за Трубецким Арсеньев был склонен видеть глубокую связь христианства с предшествующей античной метафизикой. Значительное место в его творчестве занимают проблемы религиозной эстетики, которые рассматриваются в русле характерного для русской религиозно-метафизической мысли утверждения единства Красоты, Истины и Добра. Эти же принципы определяют и общее понимание Арсеньевым истории культуры.

ЛИТЕРАТУРА

Арсеньев Н.С. В исканиях абсолютного Бога. М., 1910 Арсеньев Н.С. Пессимизм Дж. Леопарди. М., 1914 Арсеньев Н.С. Из жизни духа. Варшава, 1935 Арсеньев Н.С. Единый поток жизни. Брюссель, 1973

Полезные сервисы